Социологический эксперимент: известным СМИ предложили деньги за публикацию «чернухи»

Вместо предисловия и итога

Украинские медиа – не первые и не последние в перечне источников фейковой информации. На скрытую рекламу соглашаются не только СМИ, но и популярные блогеры, и лидеры мнений. И это же касается научного мнения.

«Они предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. СМИ согласились.»

Автор MC Today Юля Демченкова провела крайне эффективный соц.эксперимент и проверила на собственном опыте, как работает схема размещения в СМИ заказных материалов. Она представилась помощницей народного депутата, написала несколько десятков писем в общенациональные СМИ и спросила, сколько будет стоить очернить оппонента, снять неугодную статью и разместить материал без плашки «Реклама».

«За пять минут я создала почтовый ящик на ukr.net, с которого стала писать в коммерческие отделы украинских СМИ. Я задавала три вопроса: можно ли убрать невыгодные для «нашего кандидата» материалы, опубликовать нужные ему сюжеты без пометок «Реклама» и им подобных и выпустить материалы про наших оппонентов.

После того как мне отвечали, я просила коммерческие отделы редакций опубликовать статью, в которой мы с редактором представили себя в роли Russia Today. Для статьи я выбрала Давида Брауна (Арахамию) — волонтёра, основателя двух IT-компаний (TemplateMonster и Weblium), числящегося под номером четыре в списке партии Зеленского и (это важно!) грузина по национальности».

«Давид Георгиевич родился в Гаграх — городе, который в 90-х сражался с грузинскими войсками за принадлежность к России».

«Мы выдумывали как могли», — говорит Юля.

«В 2014-м Арахамия назвался волонтёром, основал “Народный проект” для помощи АТО и… всего год спустя купил себе виллу в Сан-Тропе. Как нам удалось узнать, в новых соседях у Давида одиозный российский олигарх Олег Дерипаска и несколько беглых экс-лидеров ЛНР и ДНР, которые в первые годы войны разграбили Донбасс до нитки».

Ответы начали приходить сразу. Первыми откликнулись «Вести».

с сайта MC Today 

Далее Юлия поясняет, что на деле упомянутый выше материал без плашки «Реклама» стоит у «Вестей» 16,2 тыс. грн, c пометкой «Актуально» – 9,6 тыс грн. На самом сайте информация о том, что раздел «Актуально» рекламный, есть только в правилах пользования. Материалы в нем выглядят точно так же, как и редакционные, например, вот этот.

Издание «Вести», как и UBR, входит в медиахолдинг «Вести Украина», которым владеет Ольга Семченко — гражданская жена Александра Клименко, который был министром доходов и сборов при Януковиче.

Следующие, кто откликнулись, – NewsOne. До октября 2018 года порталом управлял Андрей Портнов, экс-замглавы администрации президента во времена Януковича. Когда в 2017-м экс-владелец холдинга «Вести» и главный редактор strana.ua Игорь Гужва проходил по делу о неуплате налогов, его защищал именно Андрей Портнов. Нынешний собственник канала – депутат от Оппозиционного блока Тарас Козак.

с сайта MC Today 

Коммерческий директор NewsOne не согласился на публикацию статьи. «В этой статье много обвинений, которые не подтверждены», – ответил наш собеседник. Если мы перепишем материал и добавим источники информации, то всё в порядке. Цена вопроса – $1500.

С аналогичным предложением Юлия пришла в некогда принадлежавший, по данным СМИ, экс-главе Нацбанка Сергею Арбузову «Капитал». Чиновник находился у власти все при том же Януковиче.

«В чем проблема украинских СМИ? Не в том, что они в подавляющем большинстве являются инструментами пропаганды. А в том, что это всех устраивает» – Вячеслав Чечило, главный редактор Capital.ua

Им предложили сделать републикацию произведения, если статья выйдет в других СМИ (далее они убедиться, что это не проблема), а также прислали презентацию с вариантами «чёрного пиара» в 70 изданиях. Некоторые из них упоминаются ниже в тексте.

«Дело» и «Капитал» связывают общие руководители. В 2019-м году холдинг «Экономика+», в который входит delo.uaкупил советник командующего Нацгвардии Украины и сооснователь центра PATRIOT Константин Паршин, а новым руководителем стал бывший гендиректор «Капитала» Илья Чудновский.

Бывший шеф-редактор «Капитала» – Александр Бердинских – был также главным редактором «Экономических известий» и сооснователем журнала «Деньги». В 2018-м издание «Экономические известия» попало в санкционный список Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины, после чего они стали называться «Экономические новости» и переехали на домен enovosty.com.

В «Экономических новостях» сходу согласились опубликовать наши тексты без пометки «Реклама».

А дальше было еще, и еще, и еще…. казалось, это не имеет конца

Полный текст с примерами и скринами здесь — mc.today

Вот главные украинские «джинсовики» в предвыборный период

Об одной из таких ситуаций, где команда Петра Порошенко развернула кампанию по черному пиару в Фейсбуке, весной писали журналисты theBabel.

Схема простая и надежная: пишется фейковая новость или снимается фейковое видео, информация публикуется на «дружественных» страницах, вливаются деньги в раскрутку постов.

Вот главные заказчики «чернухи»


Больше на Granite of science

Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.

Добавить комментарий

Больше на Granite of science

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше